Народы Кавказа

Общие заметки о нравах и обычаях народов Кавказа

Как правило, нравы и обычаи народов за¬висят от климата той территории, которую они занимают,  от образа жизни и воспи¬тания; из этого следует, что нравы людей почти   диких,   населяющих   земли,   изоби¬лующие  скалами   и   покрытые   вечными   снегами, должны быть, видимо, грубыми. Их просвещение ограничивается   следующим:   как   обороняться   и нападать, где можно неожиданно атаковать врагов; как воспитать в себе ненависть к врагам, уметь ото¬мстить в любом случае, и, в конце концов, дорожить свободой более, чем жизнью.
Все они — очень бедные, либо по лености, либо от того, что их бесплодная земля не дает им даже того, что необходимо для существования. Хотя они и видят внизу плодородные долины, они редко туда спуска¬ются, зная, что это будет им стоить их независимо¬сти. Они могут терпеть всяческие лишения, особен¬но когда речь идет о том, чтобы защитить их свобо¬ду, которая, по их мнению, состоит в свободном выборе каждого заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, они обладают всеми добродетелями и пороками людей нецивилизованных. Жестокие, мсти¬тельные, коварные по отношению к врагам, дома - они добры, гостеприимны, надежны в дружбе, воздер¬жанны, почтительны к старикам и благодарны за бла¬годеяния.
Эта общая картина нравов применительно к лю¬дям, населяющим Кавказ в собственном смысле сло¬ва, в провинциях же по ту сторону Кавказского хребта смешение народов имело следствием смешение нра¬вов и обычаев.
Горцы Кавказа, таким образом, по природе ве¬щей относятся к первой категории. Захват — их един¬ственное занятие, единственный способ добыть одеж¬ду и оружие. Почва их гор обеспечивает их лишь скудной пищей, а их стада дают шерсть для грубых тканей, но горец хочет иметь: длинное ружье, укра¬шенное серебром, платье, обшитое галуном, хочет купить красивую девушку, которая станет его же¬ной, и хочет пить водку и бузу. А так как желает этого человек по натуре храбрый, привыкший с ко¬лыбели во всем себе отказывать, к тому же нищий и скупой, то он присваивает себе все то, что может захватить. Горец отправляется в поход, как на охоту, и добыча, которую он захватывает с риском для жиз¬ни, есть плата за его усилия и является предметом его гордости и стимулом к дальнейшим действиям. Намерение убедить горца, который наподобие орла видит в девственной природе лишь добычу и врагов, что разбой — это постыдный порок, равноценно же¬ланию укусить луну.
До тех пор пока цивилизация не изменит их об¬раза жизни и нынешние нравы, пока торговля не будет у них под защитой их потребностей, горцы всегда будут теми, кто они сейчас есть.
В Закавказье простота, наивность и бедность гор¬цев соединяется с хитростью армян, гордостью гру¬зин и утрированной учтивостью и лицемерием пер¬сов. Одним словом, там присутствуют те же пороки, что и у горцев, но без их добродетелей.
Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди на¬ходились еще недавно; и как мы бы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа — это лишь остатки народов, погибших или же рассеяв¬шихся, которым некогда удалось спастись в этих го¬рах, где они сами, в свою очередь, относились к мест¬ным жителям подозрительно.
Так как почва давала им лишь скудное пропита¬ние, они стали добывать необходимое набегами. Этот новый образ жизни был причиной того, что каждый
род был настороже по отношению к соседним родам и не доверял им, следовательно, и торговля — источ¬ник богатства и процветания - - была совершенно неведома этим племенам, и цивилизация там не смог¬ла развиться.
Земля, которую они занимали, была пригодной лишь для пастбищ, и присмотр за скотиной стал, таким образом, их единственным занятием, в осо¬бенности же потому, что скотина не требует особых забот, и, таким образом, они могли предаваться праздности в свое удовольствие. Этот образ жизни сохранился на Кавказе до наших дней, за исключе¬нием племен, которые занимают долины и низины, и можно заключить, что именно в этих причинах -корень стольких недостатков, в которых упрекают горцев.
Нужда породила склонность к разбою и вследст¬вие — взаимную подозрительность, за которой сле¬дуют коварство, вероломство, лицемерие, злоба и мстительность.
Так до наших дней у них нет стабильности во взаимоотношениях друг с другом, у них нет управле¬ния с установленными правилами, они предпочита¬ют разрешать распри и кончать ссоры немедленно, это сделало их настолько нетерпимыми в этом отно¬шении, что они даже согласны быть невинно нака¬занными, чем ожидать своего оправдания в резуль¬тате длительного судебного разбирательства.
Горец использует малейшую сиюминутную воз¬можность для взятия добычи, рискуя лишиться боль¬шей, но которой надо было бы ожидать со време¬нем.
Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются масте¬рами своего дела, пользуются наивысшим уваже¬нием и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже просто¬людины приобретают себе репутацию таким же способом.
Древний закон, который требует отмщения за пролитую кровь (кровомщение), существует среди народов Кавказа, как и в среде других горских пле¬мен. Один из родственников убитого должен был «про¬лить кровь убийцы» во искупление его преступле¬ния. Этот закон, каким бы грозным он ни был, все же является отчасти тормозом жестокости в общест¬ве людей — почти варваров — тем. что дает уверен¬ность в невозможности безнаказанно предаваться всем порывам их безудержных страстей.
Гостеприимство — их первая добродетель, она, ка¬жется, также вызвана к жизни их взаимоотношения¬ми. Зачастую они вынуждены скрываться, прятаться в других краях, где могут жить в безопасности и най¬ти убежище ввиду крайней необходимости; это по¬родило закон гостеприимства, который предписыва¬ет хорошо относиться к своему гостю, удовлетворять все его потребности и нести ответственность за его личную безопасность, даже рискуя своей жизнью. Этот закон раньше соблюдался горцами и под защитой имени кунака можно было безопасно пересечь весь Кавказ.
Народы Кавказа проницательны и весьма рассу¬дительны по натуре, но наряду с этим почти всегда подозрительны и переменчивы в суждениях; их лег¬ко ввести в заблуждение, особенно умея им льстить, используя их слабые стороны. Они испытывают боль¬шое уважение к возрасту и общественному положе¬нию, хотя каждый может добиться их доверия и ис¬пользовать в своих целях такое влияние. Уважение к старости — это добродетель, присущая всем гор¬ским народам.
Изложенные выше соображения объясняют при¬чины, по которым народами Кавказа можно управ¬лять только силой. Им можно навязать власть толь¬ко суровостью и жестокостью, а кротость и доброта расцениваются ими как слабость.
Это подтверждает то уважение, которое они ис¬пытывают к тем их князьям или военным предводи¬телям, которые были суровы и даже жестоки, они подчиняются им не просто формально, но поистине преданно, хранят память о них и превозносят их после смерти. Тех же из вождей, кто, наоборот, был добр, презирают и предают забвению.